Износ контактных колец генератора наиболее частая неисправность
ротора при которой приходится заменять вполне пригодный по остальным
показателям ротор, поскольку найти новые кольца не всегда и не на все
роторы удается. Износ медных колец ротора происходит из-за множества
факторов, из которых главный внедрение частичек меди в материал щеток и
дальнейшей работе меди по меди. Часто можно заметить такую картину: при
замене щеток и нового ротора при первом обороте ротора возникает скрип
и если сделать несколько оборотов, а после этого снять щетки, на них
будет видно одно или несколько мест вкрапления меди, а на кольце
явнозаметную продранную полоску. Если все оставить так как есть ходить
этому ротору не долго. Спасает притирка и пропитка щеток маслом.
Я не оговорился, пропитанная щетка служит значительно дольше, при этом
меньше изнашивает кольцо. По каким то неясным причинам многие
инструкции рекомендуют протирать замасленые кольца и щетки бензином,
якобы из-за масла нарушается контакт. Практика показывает обратное, при
испытании на стенде никакого отличия сухих и промасленых щеток не
замечено, ни ток, ни напряжение на щетках не изменяются. Эксперимент
проходил так: при работе на нагрузку с сухими щетками и замером всех
возможных параметров на кольца наносили несколько капель масла и
приборы при этом никак не реагировали, хотя можно было ожидать и
гидропланирования щетки, и всего чего угодно. А стало быть промасленная
щетка принести вреда не может.
Примерно так выглядят изношеные кольца.
До черновой обработки.
После предварительной проточки и зачистки.
На нижнем кольце заметен износ до изолятора, генератор снят из-за недопустимого падения токоотдачи.
Стальные кольца.
Ставить медные кольца не имеет смысла, они слишком ненадежны, могут
проходить до конца машины, а могут и через 10 тык износиться до дыр.
Коэффициент трения графита по стали намного меньше чем по меди, поэтому
стальные кольца практически не изнашиваютя и щетки изнашиваются
значительно меньше чем на медных. По электрическим показателям разницы
между медными и стальными кольцами не замечено, сопротивление
графитовой щетки неизмеримо больше сопротивления стали. Много лет
ставлю
стальные кольца и претензий к ним не было.
Стальные кольца выточеные по размерам изношеных с небольшим припуском
по наружному диаметру и с зазором 0,15мм по внутреннему, относительно
предварительной проточки остатков старых колец.
Напаяные стальные кольца.
Перед напайкой кольца нужно облудить с применением активного флюса,
например с "паяльной кислотой" (хлористый цинк) и промыть с содой.
Остатки медных колец лудятся с канифолью. Теперь, подогрев кольца
паяльником до плавления припоя, они свободно наденутся на остатки
старых и после остывания достаточно прочно припаяются. Теперь остается
только проточить и прошлифовать кольца.
Базировать в станке лучше по заднему подшипнику закрепленному в люнете,
так будет наименьшее смещение колец относительно оси ротора, что
исключит возможность отрыва щетки от кольца и разрыва цепи при больших
оборотах.
Кольца после пробега 35 тык.
Этот генератор снят для ремонта диодного моста.
Здесь и стальное и медное кольцо после трех лет, пробег не известен.
Щетки были пропитаны маслом.
Генератор снят для замены переднего подшипника.