Стартер - это двигатель постоянного тока с сериесным или
смешанным включением обмоток возбуждения, снабжённый (за редкими исключениями)
втягивающим реле и обгонной муфтой (бендиксом).
Шунтовое
или
параллельное
возбуждение в стартерах не применяется, за исключением стартеров с постоянными
магнитами, которые, в какой то мере можно приравнять к
шунтовым.
о принципе работы
Поворот ключа в замке зажигания в подпружиненное положение "СТАРТЕР"
приводит к замыканию 30-го (плюс с аккумулятора) и 50-го (включение
стартера) проводов электропроводки, подаётся ток на ввод питания
втягивающего реле стартера (обычно помеченного как "50") см. чертёж.
Таким образом включаются в электрическую цепь втягивающая и
удерживающая обмотки втягивающего реле. Возникающее при этом магнитное
поле втягивает якорь реле, который зацеплен с вилкой, вводящей бендикс
в зацепление с зубьями венца маховика двигателя. Втянувшись, якорь
упирается в штырёк, к которому крепится толстая медная пластина, и
прижимает пластину к контактам включения электродвигателя стартера
(толстым медным, или с медными вкладышами, болтам). Таким образом,
электродвигатель включается, и, поскольку бендикс уже находится в
зацеплении с маховиком, начинает вращать двигатель автомобиля.
Втягивающее реле
Активное электрическое сопротивление остановленного стартера очень
невелико, поэтому втягивающая обмотка может втянуть якорь, будучи
подключена к минусу через стартер, при этом ей помогает удерживающая
обмотка, всегда подключаемая непосредственно к +/- . Однако,
когда якорь втягивающего реле прижимает пластину к болтам, и на стартер
подаётся плюс, плюс также подаётся и на минусовой вывод втягивающей
обмотки, втягивающая обмотка выключается, т. к. через неё перестаёт
идти ток. Остаётся включенной только удерживающая обмотка, которая
значительно слабже втягивающей, её силы не хватает втянуть якорь, но
вполне достаточно чтобы удерживать его в конце хода.
Такая схема призвана экономить энергию аккумулятора во время пуска.
Встречаются втягивающие реле только с втягивающей обмоткой, без удерживающей. В
этом случае, обмотка подключается по схеме удерживающей (см чертёжик),
но имеет параметры втягивающей. Такое реле менее экономично.
Нижеследуют применяемые в стартерах схемы собственно электродвигателя
(за исключением шунтового подключения, которое в стартерах не
применяется, и приведено здесь для сравнения).
Кроме того, нужно учесть, что иногда используются только две
щётки,расположенные под 90 град (из схем видно, что однополярные щётки
подключены параллельно).
Шунтовое подключение в стартерах не используется, приводится здесь только для сравнения.
усовершенствование статьи предвидится.
вверх